Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по правам ребенка
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Скоробогатова Милана Маратовна Скоробогатова Милана Маратовна

Уполномоченный по правам ребенка в РБ



   

Травля в школе. Что делать?

  • 22 марта 2019

    Новости

    Буллинг — агрессия, направленная на одного или нескольких человек и исходящая со стороны основной части коллектива или отдельных его членов. Более привычное слово, являющееся синонимичным буллингу, — травля. Буллинг в наиболее агрессивных и заметных формах чаще всего встречается в школе. 
    Согласно одному из соцопросов, проведенном в Российской Федерации, 60% опрошенных школьников отмечают, что испытывали нападки от ровесников, 21% - от педагогов, лишь 19% опрошенных отмечают, что в их образовательных учреждениях конфликтов нет. 

    Основные виды насилия: 
    • физическое. Это побои (разовые или систематические), шлепки, пинки, толчки, порча вещей и многие другие варианты. Нередко это приводит не только к появлению шишек и синяков на теле ребенка, но и к более серьезным травмам, таким как переломы, повреждения внутренних органов. 
    • психологическое. Словесные издевательства, оскорбления, игнорирование, различные действия, которые наносят урон преимущественно психике жертвы (к примеру, отнимание вещей с целью пошвырять их, чтобы жертва побегала, пытаясь отнять, плевки, подсовывание неприятных предметов в рюкзак).  
    • сексуальное. В этот раздел входят не только непосредственно изнасилования жертвы, но и различные грубые действия сексуального характера — облапывание, стаскивание одежды. 

    Также травля, начавшаяся в школе, продолжается в интернет-пространстве. Ребенок, вернувшийся со школы домой, и зашедший на свою страницу в социальной сети, вновь сталкивается с травлей, оскорблениями, унижениями. Его одноклассники-агрессоры могут распространять в Интернете фотографии с ним, сделанные в школе, придумывать лживую информацию, делать мемы из фотографий. Это еще больше усугубляет состояние ребенка. Травля в интернет-пространстве называется кибербуллингом. 

    Буллинг возникает не только потому, что жертва имеет какие-либо особенности, делающие ее привлекательным объектом для травли. Многое зависит от того, как в учебном заведении подходят к вопросу профилактики буллинга и подходят ли вообще, есть ли работающие механизмы, которые остановят травлю, если она все же начнется. 
    Также значение имеют особенности психики отдельно взятых агрессоров. К примеру, некоторые агрессоры могут иметь не слишком заметные непрофессионалу психические расстройства, а в семьях части агрессоров практикуется насилие. Довольно значительная часть агрессоров не имеют выраженных проблем с психикой и травят жертву просто потому, что это кажется им веселым и не пресекается. 
    Когда начинается обсуждение причин буллинга, оно обычно скатывается в сферу «Виновата жертва или нет?», особенно когда в диалоге участвуют люди, далекие от теории психологии и педагогики. Так вот, в большинстве случаев жертва не виновата. Существуют ситуации, когда жертвой становится ребенок, ведущий себя агрессивно по отношению к окружающим, обижающий учителей, высокомерный. Но таких ситуаций сравнительно немного. В большинстве случаев жертвой становится ребенок, который просто удобен для травли из-за особенностей внешности и психики.
     
    Главная причина буллинга — наличие возможности травить кого-либо. Если ребенка уже сочли удобным для травли и это не удается пресечь, он останется жертвой. И при определенных условиях абсолютно любой ребенок может стать изгоем. 
    Психолог-педагог Людмила Петрановская считает, что стремление травить более слабых — явление, свойственное детям и подросткам из-за особенностей возраста. В этом возрастном периоде дети стремятся быть частью общей «стаи», быть причастным к чему-либо. Если у детей нет чего-то такого, что их сплачивает, что дает им чувство, что они часть одного целого, они однажды могут понять, что чувство сплоченности, причастности можно получить, если начать совместно кого-то унижать. Объединившиеся против кого-то дети чувствуют себя прекрасно, ощущают, что делают что-то веселое и даже хорошее. Поэтому важно, чтобы поведение детей контролировалось взрослым, который не приемлет травлю и стремится выработать механизмы профилактики буллинга. 

    Советы ребенку, который подвергается травле: 
    1. Если у тебя есть возможность, посещай секции, которые помогут тебе дать отпор, если тебя избивают. 
    2. Если буллинг связан с какой-то конфликтной ситуацией, а обидчики до начала травли казались тебе адекватными людьми, попробуй поговорить с ними, предложи конструктивные варианты решения конфликта. Постарайся беседовать с каждым один на один, поскольку в толпе они будут просто работать на публику, и конструктивной беседы не получится. 
    3. Расскажи о травле взрослому, которому доверяешь и который к тебе хорошо относится. Это может быть учитель, родственник. Молчать о травле не стоит: взрослые могут попытаться изменить ситуацию эффективнее, чем один угнетаемый ребенок. В конце концов, всегда существуют радикальные методы решения проблемы, такие как смена учебного заведения, судебные иски в адрес обидчиков. Но, если человек, которого ты попросил о помощи, ничего не предпринимает, лучше сказать о травле кому-то еще. Если твои родители не хотят ничего решать и реагируют агрессивно, лучше попытаться обратиться к руководству школы. 
    4. Если тебя избили, не молчи об этом. Если после побоев на твоем теле остались видимые следы, ты чувствуешь себя плохо, тебе необходимо обратиться в травмпункт или поликлинику. Там ты сможешь зафиксировать побои, чтобы в дальнейшем твои слова имели больший вес. Скажи медработнику о том, что тебя избили одноклассники и что ты хочешь зафиксировать это. 
    5. Также есть смысл обсудить ситуацию со школьным психологом и с руководством школы. Если у тебя есть документ, который подтверждает, что тебя избивали, покажи его им. Также можно показать аудиозаписи, видеозаписи и другие свидетельства происходящего. 
    6. Помни, что учителя и руководство школы обязаны помочь тебе, и существуют механизмы, позволяющие решать проблему буллинга. Это групповые сеансы с психологами, психотерапевтами, совместное неагрессивное обсуждение ситуации с участием взрослых и другие методы. 

    Советы родителям униженных сыновей и дочерей: 
    1. Не пускайте все на самотек. Пассивное отношение к ситуации, рядовые советы вроде «не обращай внимания», обесценивание страданий ребенка фразами «ну, у всех такое бывает», «это возраст такой», «да ну, ерунда какая» не поможет решить проблему и лишь позволит ребенку понять, что Вам не стоит доверять. 
    2. Идея прийти в школу и наорать на всех тоже плохая. Проблемы такого рода нужно решать последовательно и в здравом рассудке. Вашему ребенку будет только хуже, если одноклассники будут ассоциировать его с той-матерью-которая-приходит-орать и выглядит смешно. 
    3. Поищите информацию о других школах. Возможно, ситуация усугубится настолько, что ребенка придется перевести. 
    4. Если Вы видите на теле ребенка следы побоев, необходимо отвести его в травмпункт и получить документ, подтверждающий, что его избили. Особенно важно это, если побои происходят систематически. 
    5. Если ребенок говорит, что его избивают, когда он уходит из школы, есть смысл какое-то время встречать его после занятий. 
    6. Поговорите с ним, объясните, что постараетесь сделать все возможное для того, чтобы проблема была решена. Дайте ему понять, что с Вами безопасно, Вам можно доверять. Попросите его написать на бумаге имена и фамилии тех, кто обижает его. 
    7. Если насилие в отношении ребенка будет продолжаться, важно уведомить о происходящем руководство школы, классного руководителя, школьного психолога. Если они не пытаются решать проблемы, обратитесь в полицию. 
    8. Если здоровье ребенка позволяет, предложите ему посещать курсы по самообороне, спортивные секции. 
    9. Отведите ребенка к психологу. 

    Советы преподавателям: 
    1. Соберите вместе детей, расспросите их о причинах этого, объясните, что травля недопустима. Расскажите, что чувствуют дети, столкнувшиеся с травлей, ответьте на претензии и вопросы агрессоров. Не повышайте голос, не оскорбляйте никого, сохраняйте самообладание. Также есть смысл побеседовать с каждым из детей, активно участвующих в травле, один на один, чтобы диалог был более продуктивным. Когда вокруг агрессора нет поддержки, Ваш авторитет будет значительнее, а у него не будет возможности играть на публику. 
    2. Если травля продолжится, вызовите родителей в школу и проведите индивидуальные беседы. Также важно постараться поднять проблему травли на школьных собраниях. Также важно побеседовать с родителями жертв: порою они вообще не в курсе того, что происходит. 
    3. Уведомите о происходящем школьного психолога, посоветуйтесь с ним. Полезно направить к нему жертв и обидчиков, чтобы он обсудил ситуацию с каждым их них. 
    4. Если вы не классный руководитель группы, свяжитесь с классным руководителем и при необходимости действуйте с ним совместно, особенно если он достаточно пассивно реагирует и вряд ли станет делать что-то самостоятельно. 
    5. Если ребенка начнут регулярно избивать, а агрессивность угнетателей возрастет, необходимо уведомить об этом руководство школы. Важно объяснить ребенку, что он может искать защиты здесь, приходить в кабинет, сообщать о произошедшем. 

    Буллинг — серьезная проблема, которую следует решать комплексно и решительно. Важно воспитывать в детях сострадание, объяснять им, что люди разные, у каждого свои особенности психики, характера, и постепенно количество детей, столкнувшихся с буллингом, снизится.




    Дата создания: 23.03.2019 01:17:26

    Дата изменения: 23.03.2019 01:21:31

Возврат к списку